Описание передового педагогического опыта
Тема моей инновационной деятельности «Использование на уроках игровых технологий с целью повышения эффективности процесса обучения иностранному языку. Педагогика удивления: как и зачем удивлять учащихся на уроке».
Познание начинается с удивления.
Аристотель.
В настоящее время владение иностранным языком становится важным условием успешной деятельности специалиста любого профиля, повышения его конкурентоспособности, профессионального и личностного потенциала. Отвечая на запрос общества, система образования задает требования к усвоению учебной программы, определяемой новыми государственными образовательными стандартами. В этих условиях учителю иностранного языка необходимо совершенствовать профессиональную компетентность, осуществлять профессиональное развитие, расширять методический потенциал, находить новые эффективные формы, методы и средства обучения.
Игровые технологии, бесспорно, помогают учителю иностранного языка интересно организовать процесс обучения, повысить его эффективность. Основное преимущество игровых методик – возможность применять ее на самых разных этапах обучения с разными возрастными и социальными группами. Их использование позволяет снять языковой барьер, снизить школьную тревожность, ведь ученик отвечает материал, играя со сверстниками.
Педагогика удивления – новая идея, к которой я обратилась, познакомившись с работами кандидата педагогических наук Степичева П.А. Почему именно эта идея была выбрана мной? Истинное обучение начинается с удивления как основополагающей эмоции, которая запускает механизм формирования мотивации на получение новых знаний и овладения новыми умениями. В основе педагогики удивления стоит личность учителя-практика. В концепции педагогики удивления важная роль отводится созданию комфортной среды обучения, уменьшению дидактогенности учебного процесса. Человек, способный удивляться, открывает для себя большие возможности, для профессионального и личностного роста. Любознательность и способность удивляться расширяет горизонт видения и дает возможность решать задачи на метапредметном уровне, пропуская информацию через призму личностного восприятия. Именно поэтому переход от педагогики знаний к педагогике удивления мне представляется целесообразным и своевременным. Педагогика удивления – это особое направление педагогики, описывающее систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на когнитивной эмоции удивления, и опирающееся на принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы творчества.
Теория педагогики удивления развивает отдельные положения и идеи педагогики сотрудничества, опирается на работы педагогов-новаторов и ученых В.А.Сухомлинского, С.Л.Соловейчика, Ш.А.Амонашвили, N.Noddinqs,ТРИЗ-педагогики А.А.Гина, диалогической педагогики Е.Матусова.
Основываясь на данные принципы, я выделяю для себя три основных источника удивления на уроке: удивление фактом, удивление методом и удивлением собственными силами.
Удивление фактом…Важно отметить, что удивление обычно вызывают факты, являющиеся для обучающегося новыми и личностно значимыми. Так, на первом уроке английского языка, например, я обращаю внимание на то, что многие слова, которые они уже знают, на самом деле имеют другие значения.
Шоколадный батончик Bounty – вознаграждение
Марка бытовой химии Vanish — исчезать
Эти факты мотивируют обучающихся к дальнейшему самостоятельному поиску подобных слов и их переводу. Вектор активности на уроке меняется: не учитель дает слова ученикам, а ученики приходят к учителю и задают вопросы об интересующих их словах. Таким образом, мы одновременно добиваемся и повышения мотивации к изучению новых слов, и предметных результатов – увеличение словарного запаса. Получается, что источником удивления фактом является учебная дисциплина.
Второй источник удивления – удивление методом. Источником удивления методом выступает учитель. Все зависит от форм и методов работы. В качестве примера хочу привести следующие средства обучения: грамматический пальчиковый конструктор «Граммчатки», игра дидактический морской бой, учебные настольные игры с карточками.
Третий источник удивления – собственный потенциал обучающегося. Через удивление собственными силами приходит осознание своих возможностей и желание вкладывать в изучение предмета силы и время. Удивление собственными силами происходит в процессе преодоления трудности, решения задачи на пределе собственных возможностей. Это может произойти в результате самостоятельного поиска инструментов решения задачи обучающимися, либо с привлечением средств, которые предлагает учитель.
Урок, построенный с опорой на идеи педагогики удивления, успешно совмещает в себе достижение предметных и личностных результатов, которые описывает ФГОС.
За счет эмоционального вовлечения, обеспечивающегося использованием удивления в качестве базовой эмоции, происходит не только повышение интереса к изучаемому предмету, но и лучшее усвоение материала, более глубокое запоминание лексики и грамматических структур, формирование грамматических умений и коммуникативных навыков. Удивление и связанная с ним познавательная задача ориентируют обучающегося на самостоятельное решение, а не использование электронного переводчика или ключей к заданию. Сочетание идей педагогики удивления с оснащением обучающихся эффективными средствами решения задач (объемные модели предложений ГрамИК, инструменты самопроверки и другие игровые технологии) дает не только повышение мотивации, приводит к росту самостоятельности обучающихся.
Принцип, заложенный в основу работы с данными средствами обучения – дидактизация. Это прием создания средства обучения из набора инструментов и объектов, не имеющих к процессу обучения непосредственного отношения. Иными словами – это творческий процесс преобразования объекта действительности в средство обучения. Примерами дидактизации являются грамматическая кружка и ГрамИК. То, с тем на сегодняшний момент я работаю, можно использовать на разных видах уроков: урок освоения нового материала, повторения и закрепления пройденного материала, творческих уроках.
Модель ГрамИК как средство моделирования предложений.
Это исследовательский кубик представляет собой вращающиеся кубики. Особенность конструкции классического ГрамИКа позволяет перевести с русского на английский много предложений разного типа, включая повелительные предложения, утвердительные предложения настоящего времени, общие и специальные вопросы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Данная модель может быть использована как взрослыми в зарубежных поездках для формулировки базовых вопросов и просьб, так и в обучающих целях на занятиях иностранным языком для детей.
Высокая эффективность использования ГрамИКа на занятиях с младшими школьниками обеспечивается следующими фактами:
- Ведущий вид деятлеьности младших школьников -игра, а ГрамИК может быть использован в качестве обучающей игрушки;
- Возраст младшего школьника характеризуется высокой долей непроизвольного внимания. ГрамИК замещает собой статичные таблицы и графики, которые сложны для восприятия детей. Модель можно вертеть в руках, изменять положение кубиков по отношению друг к другу и сразу же оценивать результат своих действий;
- Более трети всех учащихся относятся к кинестетикам, т.е. воспринимают информацию через прикосновения. Еще большее количество детей – визуалы. ГрамИК отвечает потребностям и тех, и других, а комбинация каналов восприятия делает обучение еще более эффективным.
- Мышление младшего школьника – наглядно-действенное, опирающееся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. ГрамИК представляет собой наглядно-действенную модель предложения. Для выражения некой абстрактной мысли школьнику достаточно совершить предметно-манипулятивные действия с моделью (среднее время построения предложения с помощью модели – 5 секунд)
- Дополнительным мотивирующим фактором является то, что ГрамИК напоминает современным школьникам популярную игрушку – спиннер. ГрамИК – это грамматический спиннер.
Цвета кубиков 2 и 4 соотносятся друг с другом, чтобы показать неразрывную связь между вспомогательными и смысловыми глаголами. Выбор ярких оттенков обусловлен необходимость подчеркнуть центральную роль глагола в высказывании, а также привлечь внимание к той части предложения, которая традиционно вызывает большие трудности у обучающихся. Подлежащее на кубике 3 зеленого цвета, что символизирует стабильности и необходимость присутствия данного элемента в предложении. Вопросительное слово на кубике 1 не выделяется ярким цветом, что позволяет в меньшей степени заострять внимание на данном элементе. Ошибки в порядке слов в отношении вопросительных слов практически не встречаются, поэтому важнее показать, что сначала нужно строить основу предложения из кубиков2-4, а только затем добавлять нужное вопросительное слово, данное на кубике 1.
Использование указанной выше методики с различными ролевыми играми на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
Игры совместно в ГрамИКом на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Данные методы работы лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносит положительные эмоции и пользу, и кроме того, служит действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
При планировании уроков и подборе к ним различных игр и заданий с использованием педагогики удивления я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях – опору на родной язык.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что ролевая игра и педагогика удивления ( ГраммИК, грамматическая кружка и другое) являются очень перспективной формой обучения, так как она
— способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;
— усиливает мотивацию и активизирует деятельность не только самих учащихся, но и их родителей, которые при выполнении творческого домашнего задания становятся для детей тьюторами, а не просто проверяющими домашнее задание;
— даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.
Поэтому использование такой методики на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения. Об этом говорят результаты обучающихся.
Методика педагогики удивления нова, поэтому в перспективе я планирую поделиться опытом со своими коллегами. А так как я являюсь председателем районного методического объединения учителей иностранного языка , надеюсь, что обязательно расскажу о своих наработках в данной области.